Чтоб не распалась связь времён

21 февраля - 25 февраля

Как возникают педагогические династии?

Династия - гордое слово,

Сплелись поколения в нём,

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Не просто несём — умножаем

Их труд путеводной звездой.

С потомками в ногу шагая,

Стал в жизни желанной судьбой.

Ирина Веренчик

Так уж исстари повелось: родители передают детям секреты своего ремесла, которому посвятили жизнь. А те, в свою очередь,  - своим детям. Так возникают династии. Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит – это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое.

   С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии? К детям? С умения эту любовь передать по наследству?  Наверное. Ведь быть потомственным учителем – значит стоять в едином ряду всех Учителей, впитывая и преобразуя их опыт в свой индивидуальный образ учителя. И тогда из глубин души приходят подсказки, вовремя попадается нужная книга, появляется только для тебя мудрый совет. Индивидуальный педагогический почерк, по-родительски чуткое внимание и любовь к детям, трудолюбие, постоянное стремление к совершенствованию, творческая инициатива – вот отличительные черты представителей педагогических династий России.

   Учительские династии – негромкие, но очень крепко сплетенные в ткани человеческих отношений. Это живые, добрые связи с учениками, коллегами, со многими-многими людьми. Учительские династии несут в себе опыт самых разнообразных экспериментов с отечественным народным просвещением. Их объединяют бескорыстная любовь к ученикам, преданность своему делу и трепетное отношение к педагогической профессии.

   Ещё большее значение имеет биография семьи, рода, родословная тех людей, которые посвятили свою жизнь одной профессии и передавали любовь к своему делу из поколения в поколение. Как в истории семьи, словно в капле воды, отражается вся великая история державы, так и в профессиональной династии отражается история развития самой профессиональной отрасли.

    О таких учителях, у которых за плечами имена и дела предков по семье и по профессии, С. Соловейчик писал, что "не надо ему выглядеть лучше, чем он есть, не надо стараться утвердить себя на земле. Всё, что он делал, он делал не особенно торопясь, делал уверенно, потому что у него не только собственный опыт – наследственный инстинкт учителя, прирожденное чувство школы".

 Учительская династия – это особый образ жизни. Ведь от порядочности, чести, убеждённости учителя зависит судьба вверенных ему людей. Многие школы гордятся педагогическими кадрами, которые личным примером воспитывают уважение к своим предкам, истории родного края и страны. 



Comments: 0